mr. winker (mr_winker) wrote,
mr. winker
mr_winker

История в картинах

Оригинал взят у alexcrim в История в картинах
Оригинал взят у tatamo в История в картинах
Взято у mmikhailm Взято у o_k_x в Прекрасная подборка картин



Этих картин нет в сегодняшних школьных учебниках, а зря. Алкоголизм и насилие в семье, издевательства над детьми, бесправие, грязь и прочие "духовные скрепы". Чего только не увидишь на картинах русских художников, а также в книгах русских классиков...

"Вспоминая эти свинцовые мерзости дикой русской жизни, я минутами спрашиваю себя: да стоит ли говорить об этом? И, с обновленной уверенностью, отвечаю себе: стоит" (Горький, "Детство", 1913 г.). В автобиографической повести "Детство" Горький описывает жизнь простой русской семьи ремесленников из Нижнего Новгорода. Дедушка Василий Каширин сечет до полусмерти собственного внука, не говоря уже о подмастерьях. Бьет бабушку, всячески издевается над ней. Однажды отбирает у неё вещи, продает их, а деньги отдает в рост. По вечерам к дому деда приходит его сын, дядька Михайло, пьяный, с дубиной, пытается убить отца, кидает камни в окна: его обделили при дележе приданного сестры (матери главного героя). Второй сын, дядька Яков, тоже бьет жену и, в итоге, забивает её до смерти. Совесть мучает его, и он решает воздвигнуть на её могиле крест. Тяжелый крест заставляют тащить добродушного подмастерья Ваньку-Цыганка. Он надрывается и умирает от кровотечения. При этом никто не за что не несет никакого наказания, правовое государство же и духовность. Светлое пятно в жизни героя - бабушка (правда, тоже пьющая), она рассказывает ему о боге и ангелах. Бабушка считает, что теперь жизнь её стала лучше: "Ну, в зубы ударит, в ухо, за косы минуту потреплет, а ведь раньше-то часами истязали! В гости к ней ходит нищий, Никитушка, который верит, что Божью Матерь видели в Рязани. Соседи вокруг не лучше Кашириных, их дети с малолетства так же жестоки, истязают кошек, собак, издеваются над нищими и пр.

Картина А. Корзухина, "Пьяный отец семейства", 1861 г. На картине подвыпивший отец "наезжает" на жену, она покорно сидит. Вид у пьяного папаши злобный, сейчас будет бить, видимо: ведь "так принято". Испуганный ребенок прижимается к матери.

А вот картина И. Горохова, "Запил" (кон.19-нач. 20 вв). В отличие от корзухинского "пьяного отца", тут другая реакция домашних: жена в гневе сжимает кулаки, впереди мальчик лет 10 с искаженным от боли лицом - и тоже со сжатыми кулаками. Сколько можно, типа?! Но пьяному крестьянину плевать на семью, он радостно несет бутылку водки.



Горохов, кстати, сам был из крестьян и большую часть жизни прожил в деревне под Можайском. Знал, о чем писал.

В. Маковский, "Не пущу!", 1892 г. Это уже не крестьяне, а городская публика. Женщина в полном отчаянии у дверей кабака.



Он, кстати, так с вызовом на неё смотрит: "Чо, думаешь, ты меня остановишь?" Вот если и правда остановит, то он не мужик. Придется ему вот так мыкаться: В. Маковский, "Тихонько от жены", 1872 г.



Или вот так: В. Максимов, "По примеру старших", 1864 г.



И. Богданов, "Новичок", 1893 г. У Горького дед Каширин издевался над внуком и подмастерьями, пользуясь бесправием последних - таких "дедов кашириных" по стране было полно. Нищета заставляла крестьян отдавать детей "в люди", т.е., фактически, в рабство. На картине — первые дни мальчишки в подмастерьях у сапожника. Пьяное быдло "учит жизни" заплаканного ребенка.



М. Ватутин, "Воспитатель", 1892 г. Очередной пьяный представитель "духовного" общества поставил на колени двух детей и что-то втирает им. Похоже, он только что их бил или за уши таскал.



П. Ковалевский, "Порка", 1880 г.



С. Коровин, "В волостном суде (приготовление к наказанию розгами)", 1884 г.



Ф. Журавлев, "Купеческие поминки", 1876 г.



Н. Неврев, "Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах долголетие", 1866 г.



В. Перов, "Сельский крестный ход на Пасху", 1861 г.



В. Пукирев, "Дьячок объясняет крестьянам картину Страшного Суда", 1868 г. Основы православной культуры, да.



Н. Орлов, "Освящение водочного магазина", 1904 г.



В. Маковский, "Освящение публичного дома", 1900 г.
Бордель, шампанское, грешницы симпатичные.
И батюшка с иконой.



Тогда тоже освящали все - и водочные магазины, и публичные дома. А по домам ходили вот такие люди: Л. Соломаткин "Славильщики-городовые", 1864 г.



Трое пьяных ментов пришли утром к купцу славить Господа на Пасху. Громко поют, стараются. По обычаю, хозяин должен был одарить таких гостей денежкой. Купец готовится раскошелиться. Городовой слева косит глазом: сколько даст? А городовой в центре косится на графин. Ниже более поздний вариант этой картины: Л. Соломаткин, "Славильщики-городовые", 1882 г. На картине 1864 г. менты были слегка поддатые. Тут один (в центре) — уже не слегка.

Tags: Россия, живопись, история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments